Сайт работает в тестовом режиме

Инклюзивное профессиональное образование

Инклюзивное  профессиональное образование в условиях ГАПОУ «Педколледж» г.Орска

 

Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181  - «О социальной защите инвалидов в РФ» - определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов РФ – предоставляет им возможность получения полноценного образования и приобретение профессии.

Практика  обучения  инвалидов и обучающихся с ОВЗ  по программам среднего   профессионального образования в колледже ведется  с 2011 года.  Так, с  2013 года  диплом о среднем профессиональном образовании получили 5 обучающихся.

  В ГАПОУ «Педколледж» г. Орска организован  специализированный  учет инвалидов и лиц с ОВЗ на  этапах их поступления, обучения, трудоустройства. На этапе поступления  учет ведется  приемной комиссией, в период обучения  -  социально-психологической службой колледжа, вопросы трудоустройства данной  категории обучающихся   регулирует служба содействия трудоустройству выпускников.

В настоящее  время среднее профессиональное образование в колледже получают  21 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.  Для каждого из них разработаны адаптированные образовательные программы

Реализуются  АОП СПО в двух вариантах:

-обучение в инклюзивной группе. В этом случае программа направлена на создание специальных условий для реализации особых потребностей обучающихся с нарушениями слуха,  зрения, опорно-двигательного аппарата, а также нервно-психическими нарушениями;

-электронное обучение по индивидуальному учебному плану с использованием ДОТ.

Обучение по АОП организуется на основании заявления и ИПР (индивидуальная программа реабилитации) – введение дисциплин «Основы интеллектуального курса», «Коммуникативный практикум», «Психология личности и профессиональное самоопределение».

Для обучающихся  с ОВЗ инвалидов в  колледже разработан и реализуется проект «Среднее профессиональное  образование для всех».

В рамках этого проекта в  колледже разработаны локальные акты:

·        Положение о дистанционном обучении обучающихся  инвалидов и  лиц с ограниченными возможностями здоровья;

·        Положение об индивидуальном учебном  плане  обучающихся  по программам подготовки специалистов среднего звена;

·        Положение о порядке организации образовательного процесса для обучения  инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Текущий и итоговый  контроль успеваемости проводится  как в устной форме,  так и с использование компьютерных программ  или письменно, с учетом психо-физических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

В колледже созданы специальные образовательные условия — условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения индивидуального и коллективного пользования, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, архитектурная готовность здания образовательной организации и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ОВЗ. 

         Профессиональную подготовку осуществляют  высококвалифицированные   специалисты,  так, в  июне 2017 года весь педагогический коллектив прошёл повышение квалификации по дополнительной профессиональной образовательной  программе «Оснащение и организация образовательного процесса для профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ»  

 

Сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Психолого-педагогическое сопровождение

Организация психолого-педагогического сопровождения в ГАПОУ «Педколледж» г.Орска  строится на следующих принципах:

1.                     Приоритет интересов и потребностей детей с ОВЗ и инвалидов.

2.                     Обеспечение непрерывности психолого-педагогического сопровождения.

3.                     Комплексный подход к сопровождению.

Составляющими психолого-педагогического сопровождения в педколледже г. Орска признаны:

- диагностика;

- психологическая коррекция;

- консультации;

- профилактика с учетом специфики студента с ОВЗ и инвалида.

Диагностика позволяет выявить уровень развития, моторной, сенсорной функций, мотивационную и личностную готовность к обучению студентов с ОВЗ и инвалидов.

Коррекционная работа:

- психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы;

- психологическая коррекция познавательного процесса;

- психолого-коррекционная работа с родителями.

    Основная цель данной работы: решение проблем социализации студентов- инвалидов. Для этого проводятся  адаптационные тренинги, тренинги, направленные на сплочение коллектива, создание условий для развития внутригруппового доверия, ответственности за каждого члена группы, воспитание активной жизненной позиции. В работе со студентами используются  восстановительные технологии, Круги помощи, проективные методики «Моя вселенная», «Вокзал мечты», психологические практикумы с элементами арт-терапии «Мои ресурсы», «Рисуем агрессию», «Умей сказать «Нет!», «Ты и я мы такие разные, но мы вместе» и т.д. Подобные методы позволяют преодолеть комплекс неполноценности и соответствующей тревожности студентов с ОВЗ  и инвалидов.

Психологическое консультирование для данной категории студентов проводится с целью оказания содействия в  изменении поведения обучающихся; совершенствования способностей студентов  устанавливать и поддерживать взаимоотношения; увеличения продуктивности  и способности к преодолению трудностей и развитию потенциальных возможностей студента с ОВЗ и инвалидов.

          Основными вопросами на консультациях бывают межличностные взаимоотношения, планирование дальнейшего обучения, способы саморегуляции, запросы о помощи в самореализации и становлении своего Я, вопросы трудоустройства.

Профилактическая работа с учетом специфики студента с ОВЗ и инвалида.

С целью  своевременного  решения психологических проблем студентов с ОВЗ и инвалидов  совместно с классными руководителями проводится работа с родителями по информированию о возрастных особенностях детей и вопросам адаптации к новым условиям обучения, повышению психологической культуры посредством общения, осуществляется выпуск буклетов, памяток, проводятся родительские собрания, правовое консультирование, помощь родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями по вопросам инвалидности или социальной помощи. Мама студента с ОВЗ является членом НС и Совета колледжа.

Именно такие направления психолого-педагогического сопровождения позволяют выбрать оптимальную образовательную стратегию и индивидуальную программу развития студента с ОВЗ и инвалида.

Организационно-педагогическое сопровождение:

1.                     взаимодействие с учебной частью, социальным педагогом, педагогом-психологом;

2.                     контроль за посещаемостью;

3.                     контроль за аттестацией (экзамены, зачеты, курсовые и дипломное проектирование);

4.                     индивидуальная работа;

5.                     организация учебной практики;

6.                     обеспечение рекомендаций для преподавателей по специфике обучения;

7.                     организация дистанционного обучения.

Важный резерв – включение студентов с ОВЗ и инвалидов в культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу. Это позволяет обучающимися с ОВЗ и инвалидом  самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых студентах такие совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость. Яркими примерами являются наши студенты с нарушениями слуха, которые активно включены во внеурочную деятельность, выступают на сценах колледжа, домов культуры  г. Орска, г. Оренбурга, участвуют в конкурсах,  активно участвуют в легкоатлетических соревнованиях на городском, областном и российском уровнях.

Реализация задач инклюзивного профессионального образования в настоящее время  является одной из  приоритетных.

 

Категория новости:  Студентам
Образовательное учреждение:  ГАПОУ "Педагогический колледж" г. Орска